- Фреска
-
ФРЕ́СКА (от итал. fresco) — монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в кач-ве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника Ф. не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Ф. выполняется по частям, с использованием картонов для отд. частей композиции. Произв., выполненные в этой технике, известны еще в эгейском иск-ве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в антич. культуре (сохранились Ф. интерьеров в Помпеях), затем в иск-ве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" — без поправок темперой. Традиции Ф. были продолжены в росписях 17—18 вв., в 19 в. — в герм. назарейской школе, в иск-ве модерна, в 20 в. — в мексиканской монумент, живописи и др.
В Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12—13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремля и т. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 — нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель — Владимирская ц. в Киеве), в монумент, иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.).
Словом Ф. называют не только технику al fresco — роспись по сырой штукатурке, но и a secco — по сухой штукатурке; часто расширит, это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще.
Лит.: Чернышев И. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В. И. Древнерусские мозаики и фрески XI—XVI вв. М., 1973.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.